Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
[Назад на главную страницу сайта Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Школьная психолого-педагогическая служба » Родителям » ВСЕМ: Как падает успеваемость у учащихся? (Сценарий с 5 класса до старшей школы)
ВСЕМ: Как падает успеваемость у учащихся?
popenkovaimДата: Четверг, 09 Февраль 17, 14:37 | Сообщение # 1
Психологическая Служба
Группа: Администраторы
Сообщений: 172
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline


Будучи школьным психологом, я наблюдаю разные истории наших учащихся, жизни в школе которых изменились не в лучшую сторону именно после 5 класса. Анализируя эти истории,пришла к следующим выводам.
Прикрепления: 5235657.jpg(124Kb)


Ничто не истинно, всё возможно!
 
popenkovaimДата: Четверг, 09 Февраль 17, 14:44 | Сообщение # 2
Психологическая Служба
Группа: Администраторы
Сообщений: 172
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Чем отличается обучение при переходе в среднеезвено от начальной школы?
Ребята становятсяпассивными, чувствуют себя растерянными в изменившихся условиях обучения:
  • новые учителя, разные по характеру;
  • разные требования, часть которых не озвучивается учителями, ноподразумевается / или путаются в требованиях между учителями, когда нет единых;
  • теряются в общем расписанииуроков и их изменении инеобходимости его регулярно проверять;
  • хождение по разнымкабинетам, опоздание на уроки и блуждание по коридорами с "я незнаю, где мы должны быть";
  • резко сокращается степеньучастия классного руководителя в организации их учебнойдеятельности и личных взаимоотношений;
  • уходит регулярныйнадзор родителей за ихучебной деятельностью и успеваемостью;
  • новые учебные дисциплины разной степени сложности;
  • оказываются беззащитны перед (новыми) конфликтными ситуациями с одноклассниками, которые извненикто оперативно не разруливает, и не разруливает их последствия, а обратиться
    за помощью часто не к кому.


Ничто не истинно, всё возможно!
 
popenkovaimДата: Четверг, 09 Февраль 17, 14:45 | Сообщение # 3
Психологическая Служба
Группа: Администраторы
Сообщений: 172
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
1. Чему учили в начальной школе, в начальнойшколе и остаётся:

В психологическомпредставлении ребят при переходе из начальной школы в среднее звено то, чему их
учили в начальной, остаётся в начальной. И потому они приходят в 5-ый класс как
в 1-ый. Они "забывают" основные правила самоорганизации:

Самостоятельный сборпортфеля:  часто "как попало" собирают портфель,"по памяти", не проверяя по тому же дневнику, всё ли взяли с собой,
необходимое на завтра, а если чего-то нет в наличие, то и нет.

Самостоятельное ведениедневника: перестают вести дневник, который уже ни так частопроверяется, забывают без напоминания учителя открыть и
записать домашнее задание, а если не записали, то и не узнают/не
уточняют у одноклассников.

Самостоятельное выполнениедомашнего задания: если им непонятно, "как сделать", то выбирают"не сделать", чем спросить у учителя или узнать у одноклассников
или просить помощи родителей связаться с родителями одноклассников; а если
болеют, то не считают нужным домашние задания узнавать, у них же причина -
болеют! и им же никто не позвонил и не сказал; и качество их выполнения резко
снижается, потому что никто не просит пересказать/показать выполненное и не
отправляет их переделать.

Эффект: Так начинается "участие" ребят в техническомснижении своей успеваемости. Дело часто ни в том, что у ребят падает вдруг
интеллект, или они не тянут новую школьную программу, а в том, что они сами
саботируют своё успешное усвоение знаний и получение высоких отметок. Падение
начинается с неготовности к завтрашнему уроку, и эта неготовность
аккумулируется в академическую задолженность, потом в углубление пробела в
знаниях, и формируется "педагогическая запущенность" и
"выученная (привычная) неуспешность".


Ничто не истинно, всё возможно!
 
popenkovaimДата: Четверг, 09 Февраль 17, 14:47 | Сообщение # 4
Психологическая Служба
Группа: Администраторы
Сообщений: 172
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
2. Родительское "Ты уже взрослый, сам должен...":

По вере и доверию к своим детям, резко снижается контроль родителей:

Портфель: проверять его сбор считается уже "несерьёзным", ведь "он уже взрослый".

Дневник: становится неким пережитком прошлого, и проверяется раз в неделю в лучшем случае, в худшем - раз в месяц.

Домашние задания: больше не просятпоказать дневник, показать тетрадки с выполненным, пересказать прочитанное.

Связь с классным руководителем: регулярные звонки классному руководителю с вопросом "Ну,как там наши дела?" становятся всё менее регулярными и быстро сходят на
нет.

Участие в школьной жизни: если раньше ребятам поручались такие домашние задания и подготовка к мероприятиям, в которых дети не могли справляться самостоятельно, им требовалась помощь и присутствие
родителей, то теперь родители самоустраняются в бытовые дела, семейные проблемы и трудности на работе, личные переживания, оставляя 5-классника один на один с его делами. Всё реже посещают родительские собрания. 

Эффект: У ребятформируется чувство, что они занимаются делом (учёбой), которое неценно, неважно, это какая-то формальность, за которую взрослые ругают от случая к случаю, потому что надо приносить какие-то цифры домой, и чем цифра выше, тем взрослые меньше "достают". Но к этому вырабатывается вскоре стойкий
психоэмоциональный иммунитет. 

А уже за спиной 4напряжённых года, в течение которых был более или менее жёсткий контроль, родители знали всё или многое, были в курсе всех двоек, провальных контрольных, конфликтов с учителями и одноклассниками. И в учебных делах, в которых они не могли справиться, родители им помогали. 

Родители в эти 4 годаделали самое ценное, что поддерживает мотивацию и активность ребят - они
выражали своё недовольство и отношение к происходящему, даже появлялись такие "взрослые, занятые и серьёзные" в выполнении их детских домашних заданий и участвовали в школьных мероприятиях.

Ребята откликались нахмурое настроение и порицание родителей ощущением личного дискомфорта и дискомфорта в психологической атмосфере дома. Но главное, они если и не знали, зачем учёба лично им, то знали и чувствовали, что то, что они делают очень важно, ценно, и это даже влияет на отношения родителей к ним, работает на "ослабевание" тёплых отношений, усиление тревожности.

В 5-ом классе эта"магия важности" развеивается.


Ничто не истинно, всё возможно!
 
popenkovaimДата: Четверг, 09 Февраль 17, 14:49 | Сообщение # 5
Психологическая Служба
Группа: Администраторы
Сообщений: 172
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
3. Классный руководитель больше не"мамочка-наседка":

Учебные трудности иоценки: новый классный руководитель физически не может оперативно собирать всю информацию обо всех учащихся своего класса за сегодняшний учебный день: были ли опоздания, кто не готов к уроку, кто завалил контрольную, и т.д.

Если раньше классныйруководитель вёл все уроки, то он и знал обо всех трудностях и долгах ребят, вся картинка сегодняшней готовности учащегося была у учителя перед глазами, а в 5-ом классе классным руководителем становится учитель, который ведёт 1-2 предмета у своего класса, и видит их 1-2 раза в неделю общей массой для "воспитательных" бесед и объявлений. Он может только по готовности на своём уроке оперативно что-то сигнализировать родителям. 

А бывает, что классный руководитель не ведёт никаких часов у своего класса и имеет представление о готовности своих ребят только по сообщениям других учителей. 

Как обстоят дела на других предметах - это дело 5-15-минутного расследования по каждому ученику.

Но, так или иначе,периодичность контроля прихода на уроки вовремя, готовности и успеваемости - контролируется несколько раз в неделю, а то и вовсе в конце недели для выписки пропусков и успеваемости и "раздачи слонов" провинившимся. И то если учитель не замотается и не забудет. 

Отношения с одноклассниками: ребята больше не находятся "круглоурочно" наглазах классного руководителя, и он не может вовремя развести их по углам, когда случается драка, пресечь какие-то насмешки, если начинается какая-то травля, и не имеет возможности по горячим следам разобрать "что случилось, кто виноват, что делать". И в основном классные руководители имеют слабые или даже ложные представления о том, какие группировки образуются в его классе, какие между ними и внутри них отношения, кто лидер, кто изгой, и когда будет "стрелка" за гаражами.

Связь с родителями: периодичность контактов школы с родителями резко сокращается по сравнению с начальной школой, потому что в основном вся нагрузка на связь ложится на личный счёт сотового телефона классного руководителя, потому что родители больше не заходят в школу, чтобы привести/забрать ребёнка, заплатить за питание/билеты в театр и попутно спросить о своём ребёнке. А так как классный руководитель должен ещё подготовиться к встрече с родителем (навести справки об успеваемости), то этот разговор откладывается на следующую неделю или до самого родительского собрания.

Эффект: Родители теряютреальную картинку о происходящем с его ребёнком в школе, и узнают о каких-то
проблемах несвоевременно, когда "момент уже не актуален". Основными источниками (дез)информации становятся сами ребята, которым, конечно, выгодно что-то умолчать, что-то приукрасить, а также другие родители, находящиеся в таком же неведении и заблуждениях.


Ничто не истинно, всё возможно!
 
popenkovaimДата: Четверг, 09 Февраль 17, 14:49 | Сообщение # 6
Психологическая Служба
Группа: Администраторы
Сообщений: 172
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
ЧТО ДЕЛАТЬ?

Представьте, что ваш ребёнок в
свои 10-11 пошёл ни в 5-ый класс, а 1-ый, только ходить туда и оттуда домой
может сам, сам может читать и писать. 

Портфель:

Хотя бы раз в неделю, в две недели просите вам
показать наличие канцелярии, учебников, контурных карт, рабочих тетрадей и
прочего. Чего-то может не быть, и пытающийся адаптироваться 5-классник может
спекулировать на том, что у него чего-то нет, и это повод для невыполнения
домашних заданий и неучастия в работе на уроках.

Особенно так поступайте, если дневник пестрит "не готов
к уроку" - что значит, "не готов"? Нет школьных принадлежностей
или не делает домашние задания? Если всё есть, а замечания всё ещё всплывают,
уделите 5 минут тому, чтобы каждый день в течение одной недели
брать дневник, сесть на стульчик в его комнате и по расписанию
попросить сложить на стол всё, что нужно на завтра и пусть при вас это сложит в
рюкзак.

Так вы не дадите возможность ему схитрить и будете уверены,
что как родитель вы обеспечили его всем необходимым.  

Дневник:

Каждый день просматривайте дневник и ставьте роспись.
Смотрите оценки и замечания от учителей, проводите по ним
разъяснительные беседы.

Домашние задания:

Если видите пустые графы с домашним заданием, проверяйте и
уточняйте через его одноклассников (звоните ребятам или их родителям) или
проверяйте группы в социальных сетях, куда это могут выкладывать, если у вас
такая группа есть, или электронный дневник на школьном сайте.

Просите показать вам сделанные письменные задания, погоняйте
по вопросам в конце параграфа устных предметов или спросите наизусть
определения, которые есть в параграфе.

И отправляйте доделывать и дочитывать с подтверждением, что
оно таки доделано. 

Помните, домашние задания задаются всегда! Проверяйте любую
информацию, что "не задано". Успеваемость вашего ребёнка может падать
из-за не выполнения домашнего задания или плохой подготовки.

Связь с классным руководителем:

Хотя бы раз в неделю, в удобный вам день, звоните сами
классному руководителю поинтересоваться, как дела вашего ребёнка в школе, есть
ли к нему замечания.

Или поддерживайте связь в социальных сетях. 

Учебные дела: 

И по возможности хотя бы раз в две недели или раз в месяц
проводите дежурный рейд по учителям, на предметах которых у вашего ребёнка
особо низкие или нестабильные оценки.

Спросите общее впечатление о вашем ребёнке.

Попросите посмотреть его работы и попросите посмотреть 5
работ на оценку "5" и на оценку "2", чтобы сравнить, что с
"вашим ребёнком ни так".


Ничто не истинно, всё возможно!
 
Форум » Школьная психолого-педагогическая служба » Родителям » ВСЕМ: Как падает успеваемость у учащихся? (Сценарий с 5 класса до старшей школы)
Страница 1 из 11
Поиск: