ДОШКОЛЯТА: В школу с 6 лет - «За» или «против»? - Форум
Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
[Назад на главную страницу сайта Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Школьная психолого-педагогическая служба » Родителям » ДОШКОЛЯТА: В школу с 6 лет - «За» или «против»? (Трудности, риски и показания к 1 классу с 6 лет)
ДОШКОЛЯТА: В школу с 6 лет - «За» или «против»?
gimnazy10Дата: Среда, 06 Февраль 08, 12:47 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 31
Награды: 0
Репутация: 1
Статус: Online
В школу с 6 лет. «За» или «против»?




Марина Викторовна Удовенко
кандидат психологических наук,
доцент кафедры социальной работы и психологии,
руководитель психологической службы Харьковского гуманитарного университета.


С переходом школы на обучение с 6-летнего возраста возникло множество вопросов и проблем. В научной литературе принято считать, что ведущей деятельностью 6-летнего дошкольника является игра. Именно в ней формируется воображение, произвольность, умение общаться со сверстниками - все те качества, которые необходимы для будущего школьника, ориентирован¬ного на учебную деятельность. И если по каким-либо причинам не были созданы условия для развертывания игровой деятельности, у ребенка возникают на¬рушения в процессе социализации, не формируется мотивация к учению. А на фоне учебной перегруженности возникают серьезные нарушения опорно-мышечной, нервной, сердечно-сосудистой и других систем.

Возникает вопрос: можно ли обучать детей с шести лет?

Можно. Но как? Самое главное - организовать игровое пространство и в нем осуществлять пропедевтику учебной деятельности. Незнание закономерностей возрастного развития приводит к тому, что в классе шестилеток можно наблюдать картину, когда часть детей смирно сидит, слушая монолог учителя, часть детей «выпадает», играя под партой, а часть малышей просто плачет, мечтая поскорее попасть к маме.
Есть и другая сторона этой проблемы. Многие школы ввели антигуманную практику отбора детей в первый класс по навыковым критериям: счет, чтение, письмо! Детские сады отреагировали мгновенно, предложив несведущим в этом вопросе родителям свои услуги по «подготовке»» шестилеток к школе.

В результате такой «подготовки» ребенка натаскивают в счете, чтении, письме (даже на иностранном языке - это ведь так престижно!), забыв при этом про основное содержание дошкольного детства - игру.

И родители, ведомые благими побуждениями, спешат определить свое чадо в такой элитный (?) детский сад.
В практику психологов даже вошел термин «недоигравший ребенок». Содержание этого термина пугающе. Недоигравший ребенок - ребенок, которого лишили детства. У него рано или поздно возникают проблемы с учебой, со здоровьем, болезненно проходят возрастные кризисы (начиная с подросткового), в последствии сложно протекает адаптация в профессиональном коллективе, проблемы с партнером по браку.

Конечно, у родителей есть оправдание, ибо ведомые благими намерения¬ми, они не ведают, что творят. Однако незнание законов не освобождает от ответственности за результат. Тем более, что результат здесь - счастье, здоровье и благополучие собственного ребенка.

Желание учиться – хороший старт и залог будущих успехов первоклассника. Мотивация к обучению на первом году обучения зависит в первую очередь от родителей. Важно, чтобы первые шаги ребенка в школе встречали заинтересованность и понимание со стороны взрослых. Вот некоторые советы по развитию интереса и желания к учению:

1. Вера в успех. В семьях, где верят в успех ребенка, как правило, он уверенно делает свои первые шаги. «Я в тебя верю», «У тебя так хорошо получается аппликация», «Это какие же надо умелые пальчики иметь, чтобы сделать такую поделку», - вот слова, с которыми можно обратиться к ребенку.

2. Положительные установки. Не допускать никаких негативных установок в отношении ребенка: «Вот пойдешь в школу, там за тебя возьмутся». Примерные выражения, помогающие ребенку надеяться на лучшее: «Не бойся, у тебя все получится, как надо», «Я тоже не сразу научилась делать это хорошо», «Я знаю, ты стараешься, и очень скоро у тебя будет получаться, как надо».

3. Любовь родителей. Любовь родителей ребенок должен чувствовать постоянно. Проявления любви: касания, объятья, улыбки, взгляды, слова: «Как хорошо, что ты у меня есть» и т.д., особенно это важно, когда у ребенка что-то не получается. Грубость, резкость, насилие могут породить массу негативных последствий.

4. Приучение к режиму. именно на первых порах учения важно четко и однозначно показать ребенку, что входит в круг его новых обязанностей. Добиться их выполнения – значит, организовать жизнь ребенка, что поможет ему в учебном труде.

5. Выполнение установленных правил. Это хорошо известные правила: не шуметь на уроках, не разговаривать с соседом, не заниматься посторонними делами, поднимать руку, сидеть прямо, не наклоняться низко при письме. Родители вместе с учителем могут помочь ребенку быстро овладеть этими правилами, если они будут обсуждать их с ребенком, показывая, как важно для него и для других детей их безупречное выполнение.
 
Форум » Школьная психолого-педагогическая служба » Родителям » ДОШКОЛЯТА: В школу с 6 лет - «За» или «против»? (Трудности, риски и показания к 1 классу с 6 лет)
Страница 1 из 11
Поиск: