Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
[Назад на главную страницу сайта Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Школьная психолого-педагогическая служба » Учащимся » ВСЕМ: Публичные выступления (Как успешно выступить с докладом?)
ВСЕМ: Публичные выступления
gimnazy10Дата: Пятница, 08 Февраль 08, 14:30 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 31
Награды: 0
Репутация: 1
Статус: Offline
«Как успешно выступить перед аудиторией?»



 
 
popenkovaimДата: Четверг, 05 Май 16, 13:24 | Сообщение # 2
Психологическая Служба
Группа: Администраторы
Сообщений: 188
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Надо ли готовить свое выступление? 

Есть люди, которые говорят «Вот выйду и все скажу... Чего гото­виться? Все сделаю экспромтом...» Как говорил классик юмора «Луч­ший Экспромт - это хорошо подготовленный Экспромт». Подготовку для выступления лучше начинать заранее. Нежелание или боязнь за­частую приводят к тому, что подготовка остается на последние мину­ты. «Материал» должен устояться, иначе выступление будет «смаза­но». Времени не хватит или наоборот, придется его «растягивать».

Выбирая тему для выступления необходимо учитывать:
•     Место выступления.
•     Повод.
•     Цель выступления. Что Вы хотите сообщить аудитории?
•     Аудитория. Кто Вас будет слушать? Сколько их будет?

Требования к материалу для выступления:
•     Полезность для аудитории. Чем это поможет слушателям?
•     Актуальность. Можно ли применить прямо сегодня?
•     Интерес. Как привлечь внимание аудитории?
•     Материал, вызывающий доверие. Факты, статистика, ссылки на
первоисточники.

Подготовка конспекта выступления идет поэтапно:
Концепция.
Проработка отдельных глав.
Подбор примеров и иллюстраций.
Компоновка.
Согласование конспекта с техническими средствами.
Прогон и коррекция.
Очень важно потренироваться в выступлении перед зеркалом или перед знакомыми людьми. При этом засеките время выступления. Та­кая тренировка поможет грамотно провести выступление и произвес­ти на слушателей благоприятное впечатление.

Помещение. 

Обязательно проверьте помещение, в котором Вам предстоит вы­ступать. Что необходимо протестировать:

Акустику. Попросите помощника сесть на разные места в помеще­нии и говорите в микрофон. После этого спросите, как Вас было слышно, и скорректируйте громкость. Затем поменяйтесь с ним мес­тами и послушайте с места участника, как звучит голос выступающе­го. Хорошо ли будет видно участникам слайды.

Расположение мест слушателей. Всем должно быть видно и слышно выступающего.
  


Ничто не истинно, всё возможно!
 
popenkovaimДата: Четверг, 05 Май 16, 13:25 | Сообщение # 3
Психологическая Служба
Группа: Администраторы
Сообщений: 188
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Настрой на выступление.

Часто перед выступлением наступает волнение, которое мешает сосредоточиться. Какие существуют способы снять напряжение перед выступлением:

Представьте САМЫЙ ХУДШИЙ вариант развития событий. Ваше выступление не удалось... Что произойдет в Вашей жизни? Нас­колько это на нее повлияет? Так ли уж это страшно?

Если Вы боитесь аудиторию. Например, присутствующие в ней слушатели — весьма компетентные специалисты, а Вы молодой со­трудник. Представьте их в смешном виде. Мысленно дорисуйте им шапочки, блестящие парики, как будто они пришли на детский День рождения...

Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Дыхание — очень мощный инструмент восстановления душевного равновесия.

Также помогают физические упражнения. Несколько энергичных махов руками или приседаний. Энергия переживаний трансформиру­ется в физическую энергию.

Некоторым помогают легкая медитация на расслабление или, наобо­рот, на собранность и успех. Сказать себе — «Ты Молодец! У тебя все по­лучится» звучит несколько по-американски, но, тем не менее, помогает.
«Медикаментозный» метод (валерьяна) лучше оставить напосле­док, если Вы уж очень нервничаете и ничего не помогает.

Прокашляйтесь — проверьте голос до выхода перед аудиторией. Итак — Вы готовы. Вперед — на сцену!


Ничто не истинно, всё возможно!
 
popenkovaimДата: Четверг, 05 Май 16, 13:26 | Сообщение # 4
Психологическая Служба
Группа: Администраторы
Сообщений: 188
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Вступление - создание интереса. Подача информации.

С первых секунд Выступающий должен привлечь к себе внимание и настроить аудиторию на контакт. То, что психологи называют «рап­порт». Чтобы аудитория «включилась» необходимо сообщить что-то ин­тересное для присутствующих — создать «жажду». Если человек не хочет пить, у него нет «жажды», то рассказ о воде ему будет неинтересен. Зато как внимательно будет слушать рассказ о воде человек испытывающий «жажду»... Создайте в аудитории «жажду» к Вашему выступлению.

Примеры хорошего вступления:

Комплимент аудитории. «Я рад, что мне предстоит выступать здесь. Ведь именно здесь собрались люди, которые добились всего в жизни своим трудом...».

Показать, что есть общего с аудиторией у выступающего. «Мне, как и многим из здесь присутствующих, пришлось создавать бренд «с нуля».

Вопрос к аудитории. «Скажите, а кто из присутствующих здесь.... »

Включение в беседу. «Представьте себе, что мы сейчас находимся в...».

Цитата или история, отражающая тему выступления. «В.К. Тара­сов говорит - Путь менеджера от бестолкового деяния к толковому НЕдеянию...».

Связать свое выступление с фактами сегодняшнего дня. «Идя на выступление, я встретил в холле незнакомого человека, который мне улыбнулся. И мне сразу стало спокойней и уютнее в незнакомом мес­те. А в Вашей жизни...».

Практическое действие, иллюстрирующее тему Вашего выступле­ния. Например, выйти на сцену взять в руку тарелку и разбить ее. А за­тем обратиться к аудитории с вопросом: «Как Вы считаете, можем ли мы вернуть себе эту тарелку? Сколько денег у нас уйдет на покупку новой? А если это была дорогая коллекционная тарелка? А можно ли получить такую же тарелку взамен за 10% от ее стоимости? — У нас есть решение. И это решение — страховка». Таким образом, можно перейти к страхованию автомобилей.

Нестандартное вступление. «Вы ожидаете очередную скучную лекцию, на которой можно поспать... Вы будете разочарованы - пото­му что поспать Вам не удастся...».

Сама тема выступления: «Мерчандайзинг — прибыль без затрат». Как можно получать прибыль без затрат? И что это за слово «Мерчан­дайзинг»? Вот вопросы, которыми задаются слушатели.

Аудио-визуальное вступление. Звучит музыкальный фрагмент и на экране проецируется тема выступления или фраза.

Какие бывают ошибки начала выступления

Извинения. «Я не очень подготовлен к этому выступлению...» «Вообще эту тему невозможно рассмотреть за столь короткий срок...» «Я не оратор...»

Банальности. «Ну, это и так все знают...»

Начинать с цитирования предыдущего оратора. Люди могут поду­мать — что идет продолжение предыдущего выступления. Цитировать и ссылаться на предыдущие выступления очень здорово, это придает выступлению живость и актуальность. Делать это лучше в середине выступления, когда приводите пример из жизни или на стадии аргу­ментации. Это придаст Вашим аргументам вес.

Информация как еда бывает вкусной и полезной. А бывает полез­ной, но не вкусной. Чтобы информацию хотелось принимать, и она хо­рошо усваивалась принося пользу, необходимо соблюдать два принци­па подачи информации: «Полезно и Вкусно». Сам материал должен быть полезен для слушателей, а манера подачи делает его «вкусным».


Ничто не истинно, всё возможно!
 
popenkovaimДата: Четверг, 05 Май 16, 13:27 | Сообщение # 5
Психологическая Служба
Группа: Администраторы
Сообщений: 188
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Что делает выступление «вкусным»

Речь. Понятный аудитории язык. Избегайте сленговых слов и про­фессиональных терминов, кроме случаев, когда это необходимо.

Образная речь, использование сравнений.

Тон голоса — мощный инструмент, который помогает правильно расставлять акценты в выступлении. Бодрый тон — призывает. Мяг­кий, «теплый» — создает атмосферу доверия.

Делайте паузы. Они подчеркивают важность сказанного.

Говорите и рассказывайте, а не читайте написанное. Обращайтесь к своему конспекту только для ключевых моментов — тезисы, заголов­ки, цитаты.

Что вредит выступлению

Монотонность. Можно усыпить любую аудиторию, просто моно­тонно рассказывая материал. Когда я учился в Морской Академии в Санкт-Петербурге, у нас был замечательный преподаватель Теории Конструкционных Материалов, который отличался на редкость мо­нотонно подачей информации. К концу лекции «на плаву» оставалось не более 10% присутствующих. Средний показатель сна на лекциях других преподавателей 10-50%. Так что он был абсолютным чемпио­ном по усыплению.

Слова-паразиты. Периодически возникает мода на слова-парази­ты. Они употребляются очень часто и «загрязняют» речь. Подходит к концу использование «КАК БЫ» и «НА САМОМ ДЕЛЕ»...

Звуки-паразиты. Особенность московского региона. Затягивание звуков в стиле Б.Н. Ельцина приводит к ухудшению понимания.

Чтение материала, который люди читают на экране.


Ничто не истинно, всё возможно!
 
popenkovaimДата: Четверг, 05 Май 16, 13:28 | Сообщение # 6
Психологическая Служба
Группа: Администраторы
Сообщений: 188
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Использование технических средств

Для того чтобы информация была «вкусной» она должна быть наг­лядной. Для этого используются различные технические средства.

Наиболее распространенным становится презентация с помощью ноутбука и проектора. Это позволяет демонстрировать саму презента­цию в «Power Point», слайды или фильм. При этом надо учитывать, что свет в аудитории будет приглушенным, а внимание аудитории бу­дет приковано к экрану.

Телевизор и видеомагнитофон. Подходит для демонстрации роликов или фильмов, иллюстрирующих Ваше выступление. Важно проверить насколько хорошо с самого последнего места экран.

Раздаточные материалы. Очень хорошо дать людям в руки что-то, что потом останется у них после выступления. Важно знать, что когда люди берут в руки материалы, то все внимание переключается на то, что находится в руках. Поэтому необходимо сопровождать своими комментариями и направлять внимание. Например: «Вы получили брошюру, которая... Откройте страницу 2 на ней Вы видите...». Или разложить материалы до выступления, чтобы участники смогли озна­комиться с ними до его начала.

Проектор (оверхед). Помогает иллюстрировать свою лекцию, с по­мощью заранее подготовленных прозрачных слайдов, на стене.

Юмор, жесты, поза, мимика выступающего. Даже самая серьезная аудитория с большим удовольствием воспринимает юмор. Чтобы юмор подчеркнул Ваше выступление, придал ему изюминку, он дол­жен отвечать двум критериям:
•     уместность,
•     подготовленность.
С помощью юмора легко парируются даже самые острые замеча­ния из зала.

Как известно, информация, передаваемая словами, неотделима от личности, того, кто ее передает. Выступающий своим поведением и манерой держаться сообщает информацию, которую не передает сло­вами. Важно, чтобы эта информация дополняла и усиливала инфор­мацию, сообщаемую словами. Неуверенный тон, перебирание высту­пающим в руках «тезисов», снижают доверие Аудитории к его словам. Если выступающий держится неуверенно, это трактуется как неуве­ренность в том, что он говорит.


Ничто не истинно, всё возможно!
 
popenkovaimДата: Четверг, 05 Май 16, 13:29 | Сообщение # 7
Психологическая Служба
Группа: Администраторы
Сообщений: 188
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Полезно

•     Находиться перед аудиторией в «открытой» позе. Ноги и руки НЕ скрещиваются. При жестикуляции надо держать руки ладо­нями вверх.
•     Взглядом обводить аудиторию. Самые важные моменты проговаривать самому важному человеку в аудитории.
•     Сопровождать свои слова жестикуляцией.
•     Привлечь внимание аудитории к слайду, показав на него ручкой  или указкой.
•     Двигаться. Перемещаться во время выступления по сцене.
•     Аргументация, предвосхищение возражений. Эффектная кон­цовка.

Наверняка у слушателей возникают вопросы или они не согласны с чем-то в Вашем выступлении. Поэтому необходимо заранее, при подготовке выступления, подготовить аргументы, которые убедят аудиторию в правильности Вашей информации. Также можно прого­варивать возражения до того, как их высказал кто-то из аудитории. Например: «Есть такое мнение, что исследовательская деятельность учащихся — это пустая трата времени. Давайте рассмотрим это на простом примере». И далее приводится аргументация за.

Концовка должна запомниться слушателям. Как лучше закончить свое выступление?

—   Подытожить сказанное, высказав главную мысль выступления.
«Таким образом, главной мыслью данного выступления является...»

—   Побуждение к деятельности. Напутствие. «Теперь Вы имеете эффективный инструмент, который позволит Вам привлечь учащихся к этому виду деятельности».

—   Произнести фразу, с которой Вы начали свое выступление. «Вот почему я считаю, что...»

—   Шутка или цитата, иллюстрирующая основной тезис выступления­
Комплимент аудитории. «Я рад, что мне выпала часть поделиться знаниями со столь профессиональной аудиторией».

—   Раздайте слушателям, что-то на память о Вашем выступлении. «А на выходе из аудитории две очаровательные девушки выдадут Вам образцы продукции, о которой я Вам рассказал».

Примеры неудачной концовки

—   «На эту тему еще долго можно говорить».

—   «Спасибо, что дали мне слово».

—  «К сожалению, у меня не было времени подготовиться получше».

—  «Лимит времени не дает мне возможности сказать все то, что я хочу сказать по этому поводу».

Ответы на трудные вопросы. Готовность к импровизации.

Как быть, если Вам задали «трудный» вопрос. Или вопрос, на кото­рый Вы не знаете ответа. Во-первых, поблагодарить за вопрос: «Спа­сибо, что Вы задали этот важный вопрос...». Пока Вы это проговари­ваете - в голове уже рождается ответ. Также можно вернуть вопрос со­беседнику. «Вы, наверное, уже знаете ответ на свой вопрос...». А после его фразы прокомментировать. Можно обратиться к залу: «А кто уже встречался с этим в своей практике?». После «сбора рекомендаций» также необходимо подытожить все сказанное и добавить что-то от себя. Можно перенести вопрос на индивидуальное обсуждение или на потом. К моменту обсуждения Вам уже будет, что сказать. Самое глав­ное это получить время для того, чтобы собраться с мыслями.

Помните, что начало и конец выступления – самые запоминающиеся. Постарайтесь сделать их эффектными! Максимум раскрепощения (но не развязности!) поможет Вам чувствовать себя спокойно. А чувство спокойствия внушает чувство уверенности. А уверенность – половина успеха! 

Психолог Доценко Н.Г.
 

(по материалам пособия «Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе. Авт-сост. Б.А. Татьянькин, О.Ю. Макаренков и др.  – М., 2007. – 272 с.»).


Ничто не истинно, всё возможно!
 
Форум » Школьная психолого-педагогическая служба » Учащимся » ВСЕМ: Публичные выступления (Как успешно выступить с докладом?)
Страница 1 из 11
Поиск: